Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ван янмин

Энциклопедический словарь

Ван Янми́н (Ван Шоужэнь) (1472-1529), китайский философ-неоконфуцианец, литератор, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врождённо присущими человеку. Его учение распространилось также в Корее и Японии.

* * *

ВАН ЯНМИН - ВАН ЯНМИ́Н (Ван Шоужэнь) (1472-1529), китайский философ-неоконфуцианец, литератор, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку. Его учение распространилось также в Корее и Японии.

Большой энциклопедический словарь

ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472-1529) - китайский философ-неоконфуцианец, литератор, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку. Его учение распространилось также в Корее и Японии.

Энциклопедия Кольера

ВАН ЯНМИН

ВАН ЯНМИН

Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472-1529), крупнейший в эпоху Мин (14-17 вв.) китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого "учения о сердце" (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и государственный деятель. Родился 31 ноября 1472 в уезде Юйяо (область Шаосин провинции Чжэцзян). Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомству общественных работ, ведомству юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в окраинной провинции Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине (второй столице), в конце жизни был губернатором провинции Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет и военных, и главным образом социально-политических мер. Умер 9 января 1529 в Наньани (провинция Цзянси). После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567 с присвоением более высокого титула маркиза (хоу) Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэньчэн (Культурное совершенство). Канонизация увенчалась в 1584 установлением таблички с его именем в храме Конфуция. Главные философские сочинения - Чуань си лу (Записи преподанного и воспринятого), Да сюэ вэнь (Вопросы к "Великому учению"), У цзин и шо (Собственное мнение о "Пяти канонах"), Чжу-цзы вань нянь дин лунь (Положения, установленные Чжу Си в конце жизни) и другие. Построения Ван Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (12 в.), основоположника "учения о сердце". В частности, Ван Янмин тоже видел в конфуцианских канонах

(см. ШИ САНЬ ЦЗИН)

не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением главного оппонента Лу Цзююаня - Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, например стал отдавать предпочтение внутреннему совершенствованию перед накоплением "внешних" знаний (Чжу-цзы вань нянь дин лунь). В ранний период творчества Ван Янмин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о "выверении вещей" (гэ у) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: "выверять вещи" следует в собственном "сердце" (синь1). Этот теоретический тезис был обогащен выводом, полученным Ван Янмином в результате "внезапного просветления" - озарения в одну из ночей 1508: "сердце и есть принцип" (синь цзи ли), т.е. ли1 - структурообразующие начала всего сущего - исходно присутствуют в психике. "Принципы", которые должны быть раскрыты посредством "выверения вещей", следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внешнем мире. Понятие "ли1" встало у Ван Янмина в один ряд с этическими идеалами "долга/справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2), "благонадежности" (синь2) и т.п. Это положение Ван Янмин подкреплял авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их интерпретируя (У цзин и шо). Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина - доктрина "совпадающего единства знания и действия" (чжи син хэ и). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван Янмина - "благосмыслия" (лян чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) - синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи чжи) из конфуцианского канона Да сюэ (цз. 4) и "благосмыслие" (варианты перевода - "врожденное знание", "естественное знание", "интуитивное знание", "доопытное нравственное знание" и т.д.) из Мэн-цзы (VII А, 15). "Благосмыслие" - "то, что [[человек]] знает без рассуждения", в Мэн-цзы параллельно понятию "благомочие" (лян нэн - "то, на что [[человек]] способен без научения"). У Ван Янмина "благосмыслие" тождественно "сердцу" и имеет пространный смысловой диапазон: "душа", "дух", "познание", "знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание". Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием "небесных принципов" (тянь ли), основой врожденного нравственного чувства и нравственного долга. Таким образом, конфуцианский тезис о "доведении знания до конца", который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до "истощения принципов" - цюн ли), Ван Янмин толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о "совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов. Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли конденсированное выражение в "четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: "Отсутствие и добра и зла - такова сущность (буквально: "тело" - ти1, см. ТИ - ЮН) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов. Знание добра и зла - таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей". До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопроса о "сердце" и его деятельности, акцентируя внимание главным образом на покоящейся, непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Янмин, обосновывая единство "субстанции и функции" (ти - юн), "движения и покоя" (дун - цзин), "непроявленности [[духовного состояния]] и проявленности" (вэй фа - и фа) и т.п., делал вывод о необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от жизни. В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое - "учение двух родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству - "учению совершенномудрых" (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения совершенномудрых". Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, которые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их "отбросы" - вульгаризованные элементы учений и практики, в том числе даосскую технику и идеологию "пестования жизни" (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому "я". Восходящая к ученику Хуэйнэна Шэньхуэю (конец 7 - 8 вв.) концепция "отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию "спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не "сознавать" даже во сне. Учение Хуэйнэна о "мгновенном просветлении" - спонтанном постижении собственной "природы будды", по Ван Янмину, основывается на "вакуумной пустоте" (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом - "доведением знания до конца", "деланием помыслов искренними" и "исправлением сердца". Вместе с тем учение Ван Янмина и чань -буддизм имеют немало точек соприкосновения, в том числе общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика. Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологического соединения их учений: Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок

(см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА).

Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи и другие. Учение Ван Янмина идейно доминировало в Китае до середины 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие философской мысли в Корее и особенно в Японии, где стало ведущим философским течением в период, предшествующий буржуазной "революции Мэйдзи" (1867-1868). В новейшее время воздействие идей Ван Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шумин, Фэн Юлань, Хэ Линь и другие китайские мыслители. Последние десятилетия идеологи постконфуцианства (постнеоконфуцианства) за пределами КНР его активно экуменизируют с помощью интерпретации в категориях западной философии.

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстое как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Да сюэ"). - В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. М., 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472 - 1529), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку.

Полезные сервисы

ван янмина школа

Энциклопедия Кольера

Янмин сюэ пай. Согласно основоположнику китайской историко-философской науки Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (конец 15 - 16 вв.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун); 5) Шаньдун-Хэнаньскую (Бэй фан); 6) Фуцзянь-Гуандунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их основными представителями были соответственно: 1) Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 - начало 16 вв.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (конец 1 - 6 вв.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 - начало 17 вв.); 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15-16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (конец 15 - 16 вв.); 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (конец 15 - 16 вв.), Ян Дунмин (16 - начало 17 вв.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Главные роли на идеологической сцене Китая 16 в. играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя - Ван Гэня (конец 15 - 16 вв.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15-16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16-17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, ОВуян Дэ. В конце 16 - 1-й половине 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиционных ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: 1) учение "[[о знании, на чем]] остановиться, [[и умении]] совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая - ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель которой - Гу Сянчэн был учеником Сюэ Инци - ученика Оуян Дэ и к которой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками - Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.). Основные дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравственных усилий" (гун-фу2), о связи "[[индивидуальной]] природы" (син1) и психики ("сердца" - синь1) с добром (шань), злом (э) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практической реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря. Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун), "натуралистическое" и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники - Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократические устремления ее представителей, склонных к утопическому ("безумному" - куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отдельную личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у1) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравственными усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абсолютного отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь). Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравственные усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин2). Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи5) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутреннему "просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники - Не Бао и Ло Хунсянь, за которыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъянь и Ван Шихуай. Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравственные усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиционной культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей/дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличий"). У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ. Маньчжурское завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й половине 17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей школы Ван Янмина. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собственных янминистских школ - оемэйгакуха и янменхакпха.

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы